Ferrari Team Ukraine: В первый сезон – в одном шаге от подиума!
Дисципліна «Міжнародні гонки»Ferrari Team Ukraine, являющаяся первой в истории украинской командой в моно-серии Ferrari Challenge, по итогам года заняла четвертое место в зачете коллективов. Ее первый пилот Андрей Круглик стал пятым в зачете профессиональных пилотов Trofeo Pirelli, при этом завершив сезон на мажорной ноте – он финишировал 4-м на престижном Мировом Финале Ferrari и это стартовав с 20-го места!
Завершающий спортивный уик-энд Ferrari Challenge. где в этом году дебютировала украинская команда Ferrari Team Ukraina, всегда отличался от остальных этапов. На него традиционно съехались представители всех версий Ferrari Challenge со всего мира, что внесло свои корректировки в расстановку сил, а венчал спортивный уик-энд горцующего жеребца - две гонки Мирового Финала Ferrari, которые в оригинале именуются Finali Mondeali Ferrari. Они являются внезачетными, но наиболее престижными в году, где призы на подиуме вручали ни кто-нибудь, а действующие пилоты команды Формула-1 Scuderia Ferrari Фелипе Масса, двукратный Чемпион Мира в Формуле-1 Фернандо Алонзо и сам легендарный Лука Ди Монтеземоло, на сегодня являющийся Президентом Ferrari.
Сложный старт
К пилотам Ferrari Challenge Europe, где и выступают украинцы, присоединились их коллеги из северо-американского и азиатско-тихоокеанских версий Ferrari Challenge. Гостей оказалось не так много, однако среди них были сильнейшие, включая, к примеру, двух венесуэльцев Энцо Потоличчио и Алекса Попова. Оба являются ветеранами не только Ferrari Challenge в Северной Америкe, но и обладают опытом, а также титулами в гонках на выносливость самого высокого уровня, причем выступая вовсе не на почти серийных Ferrari, а на настоящих спорт-прототипах.
Так, в уходящем году Потоличчио в составе разных коллективов занял второе место в самом престижном для Америки суточном марафоне «24 часа Дайтоны», а также финишировал 3-м в во второй по престижности гонке в мире гонок на выносливость – «12 часов Сейбринга». После этого Энцо и вовсе одержал триумф в самой знаменитой гонке на земле – «24 часах Ле Мана», где он стал победителем во втором классе прототипов LMP2. Что же до Попова, то в свой дебютный год в гонках на выносливость после 2-го места в «24 часах Дайтоны» вместе со своим более опытным соотечественником, в он стал победителем гонки «12 часов Сейбрига» в классе прототипов PC (для начинающих), после чего и вовсе стал Чемпионом этого зачета в Американской Серии Ле Ман (ALMS).
Помимо этой пары на заключительный этап Ferrari Challenge прибыли все сильнейшие пилоты этой серии и в этот раз было принято решение не только в самом Мировом Финале, но и в заключительном этапе в зачете Trofeo Pirelli выпустить их все вместе на трассу! Да, итоговый зачет велся в каждой их трех версий Ferrari Challenge раздельно, однако, с учетом довольно извилистой трассы в Валенсии «Риккардо Тормо», этот фактор изрядно осложнил жизнь всем пилотам, привыкшим к более открытым пространствам. При протяженности всего в 4 километра, эта испанская трасса, изначально построенная для мотоциклетных гонок GP, насчитывает 14 поворотов, да и ширина ее местами куда меньше, нежели на многих других современных автодромах.
Именно трафик из 26 участников сыграл свою роль в квалификации на первую гонку, где Андрей Круглик показал только 12-е время, которое являлось 10-м в европейском зачете. Он уступил поулу менее 0,8 секунды, а до 8-го стартового места украинцу не хватило лишь 0,04 секунды! При этом помимо своих коллег по европейскому зачету Андрей пропустил вперед себя только двух вышеупомянутых венесуэльцев, причем от Потоличчио его отделили лишь 0,03 секунды!
Старт первой гонки уик-энда был ознаменован тем, что Александр Скрябин выбил с трассы своего же напарника, по уже ставшей досрочно Чемпионкой в командном зачете Ferrari Moscow Бьйорна Гроссмана. В это же время Андрей Круглик смог избежать стартовых коллизий и разом вышел с 12-го на 7-е место. После этого последовала борьба, где украинец сначала уступил позицию, а потом смог отвоевать пару, однако опередить неуступчивого Потоличчио он так и не смог. Первую гонку заключительного этапа Ferrari Challenge Андрей Круглик закончил 6-м в общем зачете и 5-м в своем европейском.
На «пятерку»
Проблема заключалась в том, что впереди Андрея финишировали его основные конкуренты перед заключительным этапом: Чемпион Ferrari Challenge Europe 2011-го года Макс Бланкарди и прошлогодний Чемпион итальянской версии Ferrari Challenge Стефано Гай. Последний отодвинул украинца с 4-го промежуточного места на 5-е, после чего он опережал Андрея на три очка. Впереди оставалась еще одна гонка, но и в этот раз проблемы возникли еще в квалификации. Она проходила на следующий день и тут Андрей пробивает колесо, после чего довольствуется только 11-м временем (снова 10-е в своем зачете). Именно факт прокола сыграл свою роль и в самой гонке.
По правилам Ferrari Challenge, как и в большинстве подобных моно-серий, каждому пилоту на гоночный уик-энд выдается весьма ограниченное количество покрышек, и они должны экономно расходоваться. При этом, если к повреждению одной из покрышек привел не брак производителя, а прокол, пилот имеет право приобрести замену, однако, помимо денежной оплаты, еще и ценой пяти стартовых позиций! Поэтому украинец выбрал во второй гонке старт на трех новых и одной старой покрышке, что не могло не сказаться на балансе машины. Но и тут судьба была несколько на стороне украинца.
В этот раз, уже во втором повороте Гроссман выбивает завоевавшего поул Потоличчио. После этого Энцо, дождавшись своего обидчика, чуть было не протаранил его кругом спустя, когда пелетон двигался в режиме Safety car! В это же время в отличие от многих соперников, Круглик подошел к старту с холодной головой и вновь выходит на 7-е место. Однако в этот раз перед ним оказался сошедший накануне Попов. Как и его напарник, Алекс продемонстрировал отменные навыки обороны, которые как нигде приобретаются пилотами в многочасовых гонках на выносливость.
Нельзя не сказать, что к концу дистанции начал сказываться больший расход того самого старого колеса, которое, естественно с учетом заднего привода, было установлено на переднюю ось. Тем не менее, за 6 минут до финиша гонки украинец смог вырваться вперед, однако венесуэльца смог обогнать и главный соперник Круглика – Стефано Гай, тут же начавший свой прессинг на украинца. Итальянец атаковал Андрея до самого финиша гонки, однако украинец устоял.
Данная борьба была более чем принципиальной, так как на кону стояло то самое 4-е место по итогам года, которое украинец занимал перед последним этапом. Увы, но, несмотря на то, что на несбалансированном автомобиле украинец отстоял свое место на трассе, ему не хватило одного очка до 4-го места по итогам года. Тем не менее, нельзя не сказать, что ставшему 5-м в итоговых протоколах года Андрею Круглику до заветного подиума не хватило всего 11 очков. А между тем, бронзовым призером Ferrari Challenge Europe стал ни кто иной, как ее прошлогодний Чемпион Макс Бланкарди. В этот раз опытный ветеран уступил не менее опытному соотечественнику Алессандро Бальзану и Бйорну Гроссману – двум профессиональным пилотам, которых использует российская команда Ferrari Moscow в качестве своей главной ударной силы.
«Вторая боевая»
В отличие от своих северных соседей – украинский коллектив Ferrari Team Ukraine патриотически полагается исключительно на своих собственных пилотов, пусть в их рядах и будут менее опытные пилоты и даже новички. К примеру, российская команда «зафрахтовала» неоднократного Чемпиона России, а также и Чемпиона Украины в прошлом в классе «Туринг-лайт» Алексея Басова. Все бы ничего, однако, используя своеобразные правила Ferrari Challenge, этот опытнейший профессиональный пилот защищает цвета Ferrari Moscow в зачете для новичков и джентельмен-драйверов Coppa Shell! Стоит ли говорить, что россиянин в одни ворота выиграл большинство гонок в году, досрочно завоевав чемпионское звание…
Защищающие цвета Ferrari Team Ukraine Андрей Лебедь и Руслан Цыплаков имеют куда более скромные послужные списки, а для Руслана этот сезон не только первый в Ferrari Challenge, но и вовсе в кольцевом автоспорте! Ранее третий пилот украинской команды имел опыт кольцевых мотоциклетных гонок и внедорожных трофи-рейдов… Оба украинских пилота рассматривали сезон исключительно как вкаточный, а для Цыплакова и вовсе тренировочный, и оба к концу года начали демонстрировать прогресс. Особенно это касается Лебедя, уже имевшего за своими плечами выступления в кольце, в частности на многочасовых гонках, проводимых на легендарной «Северной петле» трассы «Нюрбургринг».
Так, в первой квалификации Coppa Shell (а тут гонки европейского зачета, ввиду наполненности класса из 26 участников, проводились отдельно от своих «соседей») Андрей Лебедь показал 5-е время! При этом он уступил считанные десятые доли секунды самому Басову, который в этот раз довольствовался 4-м стартовым местом. Увы, для украинских болельщиков, за контактную борьбу на предыдущем этапе, причем весьма спорную с чьей именно стороны, Андрей был покаран пятью стартовыми местами и ушел в первый бой только с 10-го места. На старте, который в этот раз выдался чистым, Андрей сохранил свое 10-е место, а к концу гонки конвертировал его в 7-е. Этот результат продвинул украинца в турнирной таблице с 9-го на 7-е место, а впереди была еще одна гонка.
В этот раз на квалификации Лебедь вновь отличился – второй пилот Ferrari Team Ukraine и вовсе показывает великолепное 4-е время и это из 26 участников своего зачета! Андрей уступил всего пол секунды времени поула и тут никаких наказаний его уже не преследовали, однако сама гонка в этот раз выдалась несколько сложнее. Уже на старте соперники оттеснили Лебедя на 5-е место, после чего, вновь не без контактной борьбы со стороны соперников, он и вовсе опустился на 7-ю позицию.
Тем не менее, как и первый пилот Ferrari Team Ukraine, Андрей Лебедь сохранил холодную голову и пока многие из участников попадали в коллизии, включая и серьезные аварии, он уверенно финишировал в гонке, закончив ее на 5-м месте, став настоящей «второй ударной» силой украинской команды. Этот результат позволил украинцу подняться еще на одну позицию выше в итоговом зачете Coppa Shell, закончив год на 6-м месте и принести столь важные очки в копилку украинской команды.
Без всяких ухищрений
Для Руслана Цыплакова заключительный этап выдался не столь простым. Третий пилот Ferrari Team Ukraine показал в квалификации стабильную, но не столь высокую как у напарников скорость, заняв соответственно 18-ю и 20-ю стартовые позиции. Однако в первой гонке не успел украинец отыграть пару позиций, как он пал жертвой одной из контратак соперника и выбыл из борьбы. Вторая гонка выдалась более удачной и по ее ходу Руслан смог отыграть несколько позиций, завершив ее на 14-м месте.
Нельзя не упомянуть и о том, что впервые в этом сезоне в составе Ferrari Team Ukraine стартовал Алексей Тамразов. Он вышел на старт гонок для профессионалов Trofeo Pirelli, однако выступал вне зачета. Тем не менее, нельзя сказать, что еще один представитель Украины затерялся на фоне несравнимо более опытных пилотов-профессионалов, причем со всего мира. Если в первой квалификации Алексей показал предпоследнее 25-е время, то уже во второй он сбросил со своего показателя почти секунду и квалифицировался 21-м. Более того, если первую гонку Тамразов закончил 17-м, то вторую и вовсе на границе топ-10 – 12-м! А ведь это был его дебют в Ferrari Challenge да еще и сразу в его наивысшем классе!...
Но нельзя забывать, что этот сезон был также премьерным и для всей команды Ferrari Team Ukraine. Тем не менее, украинский коллектив закончил его первым вне подиума, на 4-м месте, уступив всего 26 очков опытной итальянской команде Cdp. А ведь нельзя забывать, что в этом году европейский зачет Ferrari Challenge Europe был объединен с итальянским, а это означало серьезное усиление конкурентной борьбы в нем. При всем при этом, Ferrari Team Ukraine, полагаясь исключительно только на свои собственных пилотов, без привлечения профессиональных «варягов» и тем более не прибегая к тактике использования «профессионала-новичка» в любительском зачете Coppa Shell, продемонстрировала свой прогресс.
Да, первому пилоту украинской команды Андрею Круглику не всегда хватало стабильности, но как раз ее, особенно в конце сезона, продемонстрировал Андрей Лебедь. Именно эта пара внесла львиную долю в копилку Ferrari Team Ukraina, тогда как Руслан Цыплаков набирался опыта на будущее. И тут нельзя не сказать, что зачастую как для него, так и других украинских пилотов, этот опыт был сродни боевым действиям.
В сравнении… с Чемпионом
Гонки Мирового Финала Ferrari, которые в оригинале именуются Finali Mondeali Ferrari, являются внезачетными и серьезно отличаются от привычных этапов Ferrari Challenge. Их протяженность составляет 40 минут против 30. Увеличение дистанции выдвигает не столько дополнительное испытание на выносливость пилотам, как их шинам. Определенную интригу вносят и обязательные 60-секундые пит-стопы. Их обязаны совершать все участники, даже те, кто выступает в одиночку на автомобиле. При этом в данную регламентируемую минуту помимо смены пилота (если таковая производится) командам разрешено только протереть ветровое стекло, а также замерять давление в шинах – остальные работы с автомобилем они могут проводить после истечения 60 секунд. Однако главным нюансом Мирового Финала Ferrari является смешанный старт.
В случае с зачетом Coppa Shell в Мировом Финале Ferrari стартовали уже все сильнейшие участники из трех региональных зачетов Ferrari Challenge, а это означало 37 машин на трассе! Более того, как таковой квалификации перед этими гонками не предусмотрено, а стартовая решетка определялась довольно таки своеобразно, согласно лучшим временам двух квалификаций накануне. К тому же места распределялись в неком шахматном порядке: первые три места отдавались трем быстрейшим пилотам из соответствующих зачетов, после чего в той же последовательности в шахматном порядке шли остальные по мере убывания их скорости. Таким образом, Андрей Лебедь, который показал 4-е время в своем зачете на последнем этапе Ferrari Challenge, в Мировом Финале Ferrari был вынужден стартовать только с 10-го места, тот же Басов - 16-м, тогда как Руслан Цыплаков и вовсе с далекого 33-го места!
Уже на старте Лебедь вырвался на 7-е место, но, увы, но в этот раз участники вновь оказались весьма агрессивны. Андрей уже было вышел на 6-ю позицию, но соперник решил бороться до последнего и фактически нанес удар в заднее наружное колесо Ferrari украинца, который по факту уже опередил его! К огромному сожалению, повреждения подвески оказались летальными и на этом Лебедь выбыл из борьбы…
Тем не менее, Ferrari с характерно «жовто-блакитной» раскраской не раз попадала в поле обзора объективов камер в этой гонке. По ее ходу Руслан Цыплаков совершил впечатляющий прорыв и при старте с 33-го места финишировал 12-м! Подобным прогрессом мог похвастать лишь еще один пилот в пелетоне – тот самый Алексей Басов. Невероятными усилиями российский профессионал уже на старте вырвался с 16-го на 5-е место (!), после чего хладнокровно разделался с остальными пилотами-любителями, став не только Чемпионом среди аматоров в Coppa Shell, но и Чемпионом Мирового Финала Ferrari в этом же зачете…
На мажорной ноте
С учетом комбинированной стартовой решетки, при 20-м месте Андрея Круглика, украинские болельщики, коих в Испанию прилетело почти 200 человек (!), все же не унывали. И первый пилот Ferrari Team Ukraine не подвел их, казалось бы слишком оптимистические ожидания. Такого невероятного молниеносного старта как Алексей Басов, Андрей не продемонстрировал – он отыграл лишь несколько позиций, переместившись на 15-е место. Если не считать наказания за фальстарт проездом по пит-лейн для Гроссмана, который попытался повторить маневр Басова, выйдя с 7-го места в лидеры гонки, почти все остальное Круглику пришлось отвоевывать в очной борьбе с соперниками!
Так позади украинца остался ставший Чемпионом этого года в азиатско-тихоокеанской версии Ferrari Challenge Филипп Претте. Вместе с прошлогодним Чемпионом Ferrari Challenge Europe Максом Бланкарди. Андрей Круглик сошлись в тройной борьбе с Алексом Поповым, который также уступил европейцам. Сам Макс превысил скорость на пит-лейне. и наказание за это также помогло Круглику. К середине гонки украинец уже вышел на 6-е место, после чего он схлестнулся с еще одним новоиспеченным Чемпионом Ferrari Challenge, теперь уже северо-американским – Онофрио Триарси.
В этот раз все стартовали на новых комплектах резины и, несмотря на большое количество противостояний, у украинца к концу гонки они сохранились куда лучше, чем у его соперников. На последних минутах гонки это сыграло ключевую роль. Так, свое лучшее время в гонке Андрей показывает на 18-м круге и за 5 минут до финиша он обходит американского Чемпиона. После этого Круглик почти сразу настигает своего главного «обидчика» по Ferrari Challenge Europe Стефано Гая. Украинец опережает его в первом повороте последнего круга гонки, однако в своей контратаке спустя один поворот итальянец буквально врезается в «жовто-блакитную» Ferrari!
К счастью, в этот раз удар пришелся не в подвеску, как у Лебедя, и Андрей Круглик смог удержать автомобиль. Не смотря на эту «банзай»-атаку на последнем круге, украинец финишировал Мировой Финал Ferrari среди профессиональных пилотов первым вне подиума на 4-м месте. Впереди него оказались лишь ставший в этом году Чемпионом Ferrari Challenge Europe Алессандро Бальзан, Лоренцо Касе, и все тот же Энцо Потоличчио.
Даже не считая сошедших и попавших в аварии, позади украинца осталось полтора десятка сильнейших пилотов серии Ferrari Challenge со всего мира, включая двух новоиспеченных Чемпионов и многих титулованных пилотов в прошлом… А ведь за плечами большинства из соперников украинца по Trofeo Pirelli, как у того же Потоличчио, по 5 и больше сезонов в Ferrari Challenge, не говоря уже о другом гоночном опыте, как на своих национальных уровнях, так и более высоких международных.
Пожалуй, остается добавить лишь одно сакраментальное «бы» - если бы не неудавшиеся квалификационные сессии для Андрея Круглика… И пусть спорт не знает сослагательных наклонений, стартовав с далекого 20-го места, украинец в этой завершающей гонке сезона Ferrari Challenge подарил немало положительных эмоций и тем болельщикам, кто смог вживую наблюдать за борьбой непосредственно на трассе, и всем тем, кто смотрел прямые трансляции гонок по украинскому телевидению. Равно как вся украинская команда порадовала свою растущую с каждым днем армию фанатов, продемонстрировав в свой дебютный сезон потенциал и «волю к победе». Без всяких уловок в прямолинейной борьбе Ferrari Team Ukraine пропустила вперед себя по итогам года лишь три коллектива из почти двух десятков сильнейших европейских и итальянских команд Ferrari Challenge Europe.
И это - только начало!...